Статьи

RSS лента

В конце 1894 года в мельбурнский порт прибыло судно норвежского промышленника Свена Фойна «Антарктик», направлявшееся в южнополярные воды. Борхгревинк не раздумывая оставил хорошо оплачиваемую должность преподавателя и упросил капитана Кристиансена взять его в плавание хотя бы в качестве матроса: для пассажира на судне не находилось места.

9 ноября 2012 - | Подробнее | 0 комментариев | 655 просмотров
Теги: кристи, китов, капитаном, землю, впервые

 Первые несколько лет Борхгревинк работал геодезистом в штатах Квинсленд и Новый Южный Уэльс. Странствования по девственным лесам и саваннам Австралии были отличной школой для молодого изыскателя.

Капитан брига «Дрэгон» Мак-Фарлан—человек очень сведущий, говорил мне, что высадился там и видел морских леопардов и слонов, тюленей же там не было. Шхуна «Каракетт» из Ливерпуля (водоизмещением в 76 т, капитан Ашер), также нашла там гавань и простояла в ней несколько дней на якоре, но ушла, не добыв тюленей.

Сколь ни скромны были научные результаты от первого посещения южного материка, плавание на «Антарктике» замечательно уже тем, что оно дало возможность Борхгревинку заглянуть дальше других.

Научная общественность Великобритании отдала должное заслугам Борхгревинка. Один лишь перечень лиц, присутствовавших на заседании Королевского географического общества 25 июня 1901 года, на котором Борхгревинк делал первое сообщение о работах экспедиции, доказательство большого интереса научных кругов Англии к Антарктике.

Однако никто не осудит Борхгревинка за то, что он решился на эту сделку с совестью. Таков удел многих ученых исследователей капиталистических стран. Другого выхода у Борхгревинка не было. Он стремился снарядить экспедицию в Антарктиду и добился своего—стал начинателем дела стационарного изучения южного континента.

Огромны заслуги отважного норвежца и перед географической наукой. Им исправлены конфигурация, а местами впервые нанесена на карту линия восточного берега Южной Земли Виктории. Высадившись на Великий ледяной барьер и совершив экскурсию в глубь страны на 75 километров до 78°50' ю. ш., Борхгревинк побил все существовавшие до него рекорды достижения высоких южных широт.

В Сен-Пьере погибло более 30 тысяч человек. Спасся лишь один—негр Рауль Сарту, незадолго до катастрофы заключенный в подземный каземат местной тюрьмы...

12 ноября 2012 - | Подробнее | 0 комментариев | 689 просмотров
Теги: экспедиции, борхгревинк, жизни

 Весной 1902 года Вашингтонское географическое общества предложило Борхгревинку принять участие в экспедиции, снаряженной для наблюдения за деятельностью вулкана Мон- Пеле на острове Мартиника, в Вест-Индии.

В 1874 году «Челленджер» направился на юг и обследовал море вблизи Земли Уилкса. В 1893 и 1894 годах норвежский китобой капитан Ларсен посетил острова, лежащие к северо- западу от антарктического континента, или, иначе говоря, к югу от мыса Горн.

В 1774 году капитан Кук на 71 °10’ южной широты и 106°54 западной долготы впервые отметил внешнюю границу южно- полярного материка. Начиная с этого времени и вплоть до 1841 года различные экспедиции определяли границу предполагаемого южнополярного материка примерно на уровне 71 градуса южной широты.

С детских лет я мечтал побывать в этих далеких краях.

Уже в школьные годы я страстно набрасывался на всякую арктическую и антарктическую литературу и не мог оторвать взора от маршрутов, обозначенных на карте тонкими черными линиями.

 Все же плавание на «Антарктике» имело для меня определенное значение. Я получил возможность вплотную соприкоснуться с теми проблемами, которые живо интересовали лучших географов мира.

«Антарктик» дошел до 74°10' южной широты. Мы видели множество синих китов, но у нас не было ни желания, ни необходимых приспособлений для охоты на них.

Находясь в Австралии, я завязал обширную переписку с людьми, проживавшими во всех уголках Земли и интересовавшимися полярными исследованиями.